Есть виды спорта, в которых можно подготовить олимпийца года за три. В фигурном катании на это потребуется по меньшей мере лет пятнадцать. Юные дарования начинают пробу льда с трех-четырех лет, совершая каждый день сотни повторений. Один элемент нужно отрабатывать миллионы раз, пока не возникнет мышечная память. Потом, когда все дойдет до автоматизма, мышцы сами будут знать, как себя вести, когда выполняется тулуп или ритбергер.
Юная украинская спортивная пара Юлия Обертас - Дмитрий Паламарчук к элите фигурного катания вплотную приблизилась неожиданно. Два сезона подряд они выигрывали мировые чемпионские титулы среди юниоров. На чемпионате Европы в Праге соревнуются уже со взрослыми.
Я встретилась с ними на тренировочном сборе. В неотапливаемом зале на крошащемся льду отрабатывались последние штрихи программы. Инициативу вести разговор взял Дима. К нему и вопросы.
- Чем же приглянулось вам фигурное катание?
- В детстве очень болел, и родители, спасая от врожденного порока сердца, в четыре года отдали меня на каток. Юля занимается с пяти лет, ее привела двоюродная сестра Евгения Филоненко. Еще когда мы катались поодиночке и делали только первые шаги, директор ДЮСШ Валерий Долгов уже примерял нас в пару. А реализовал эту идею молодой тренер Дмитрий Шкитченко. Сначала пригласил меня, а через полгода и Юлю уговорил тренироваться у него. Поставил нас вместе.
- По-моему, прогрессируете вы стремительно. За счет чего, если не секрет?
- Тренер хороший, много работаем. Может, пара удачная.
- Я не раз наблюдала за вашими тренировками. Хотите откровенно? Моментами удивлялась жестковатому отношению к партнерше. Вы что, не видите в ней девушки?
- Это спорт. Мы на тренировке, а не на танцплощадке в парке имени Пушкина. Фигуристки с детства привыкают к холоду, падениям, диетам, боли. Если начну ее жалеть, гладить по голове - она раскиснет, мне не с кем будет выступать.
- Юля часто плачет?
- Скорее, я от нее плачу. Она только на вид такая маленькая и хрупкая. На самом деле характер бойцовский. Бывают, конечно, разочарования на тренировках, но их нужно уметь скрывать, в себе держать, а в раздевалке или дома уже в истерику впадать. Проявлять эмоции на виду мы себе разрешаем, только когда побеждаем.
- В вашей паре кто ведущий?
- Надеюсь, я. Все-таки старше на пять лет и, думаю, вправе брать инициативу на себя. Когда Юля подрастет, не знаю, как будет... А вообще-то - тренер. Если у нас с Юлей какие-то разногласия, он всегда рассудит. Если кто-то не прав, поставит на место.
- Глядя на вас, таких красивых и хрупких, так и подмывает спросить: в еде очень себя ограничиваете?
- Юле приходится отказываться от пирожных и конфет. А так - нет. Да и сколько она съест, она сама, как воробышек, - 38 килограммов. Питаемся так, чтобы были силы выдерживать нагрузки.
- Тренировка - учеба - тренировка. Отдых - только для сна. Не каждый выдержит такое. Фигурное катание по ночам не снится?
- А куда от него денешься? Часто достает тревога, что не все получается. Но я стараюсь не нагружать мозг, оттренировался -- и отключился. А Юле кошмары снятся постоянно. Она эмоциональная, я ее пытаюсь сдерживать. Со временем научится управлять собой.
- Победа на чемпионате мира среди юниоров была для вас неожиданной?
- Более чем. Мы туда ехали впервые. Нам сразу сказали, чтобы на многое не рассчитывали. После короткой программы были четвертыми. Я тогда сильно расстроился, считал, что заслужили лучших оценок. На произвольную вышли предпоследними, это успокоило. Откатали очень чисто. А последняя пара выступила неудачно. Наши оценки оказались выше.
- Во взрослых турнирах уже приходилось участвовать?
- Да, в одном международном, заняли седьмое место. Это совсем неплохо, если учесть, что во взрослом фигурном катании уже по традиции к новичкам очень долго прицениваются. И зрители, и судьи
- Скажите, Дима, о женитьбе уже думали? Пары ведь часто женятся.
- Не обязательно. У нас, смотрите, какая разница: мне 19 лет, Юле - 14. Я уже, считайте, взрослый человек, а она еще дитя, ей и в голову не приходят подобные мысли.
- С другой девушкой встречаешься?
- Нет у меня пока девушки. Некогда. Понимаете, у нас так хорошо сейчас пошло катание, результаты такие обнадеживающие, не хочу отвлекаться.
- Сами себя содержите? Юля, понятно, на родительской шее пока.
- Как раз наоборот. Юля содержит свою семью. Мама у нее оказалась без работы, отца нет, а еще и старшая сестра, тоже пока не работает. Юля отдает зарплату маме и, получается, кормит всю семью. Мои родители более или менее зарабатывают. Деньги больше трачу на себя и часть отдаю маме на продукты.
- Вы счастливы в своем нынешнем положении?
- Я - да. Не ожидал в 19 лет так подняться. Думаю, и Юля тоже.
Ольга Думанская,
"Сегодня", Украина